Угол зацепления (давления)

29.11.2017


Делительный диаметр зубчатого колеса есть диаметр его начальной окружности. Точка питча—это точка соприкосновения двух делительных окружностей. Угол зацепления зуба есть угол, образованный касательной к профилю зуба у начальной окружности, с радиусом, проведенным из центра начальной окружности через эту точку (или между линией, нормальной к профилю зуба у начальной окружности и касательной, общей двум начальным окружностям).


До появления автомобиля угол зацепления в 141/2° практически был стандартным, и этот угол имеет почти исключительное применение в машиностроении. При применении в автомобильной передаче он имеет тот недостаток, что в шестернях с небольшим числом зубьев он ведет к чрезмерному подрезыванию, которое уменьшает сопротивление зубьев изгибающим усилиям. Более того, только эвольвеытная часть профиля зуба, которая в таких шестернях опускается немного ниже начальной окружности, является полезной для работы зуба, и поэтому уменьшается рабочая высота зуба. В результате для автомобильных шестерен был принят угол зацепления в 20°. Радиальное расстояние от начальной окружности до вершины зуба называется головкой зуба, а радиальное расстояние от начальной окружности до внутренней окружности называется ножкой зуба. Рабочая высота равна двойной головке, а ножка зуба равна сумме рабочей высоты зуба ниже начальной окружности и зазора. Если вы хотите продлить срок эксплуатации автомобиля, своевременно осуществляйте замену ремня грм. Посмотреть график замены ремня грм можно в сервисной книжке.


Укороченный зуб. В автомобильной практике широко применяется укороченная форма зуба. Она была введена фирмой Fellows Gea Shaper С® и обычно имеет угол зацепления в 20°. Такие зубчатые колеса обозначаются двойным питчем, как-то: 6—8, что значит, что размеры зуба по делительной окружности и толщина зуба определены по диаметральному питчу 6, тогда как радиальные размеры, т. е. головка, ножка и зазор—по диаметральному питчу 8. Двойной питч, обычно применяемый в автомобильной промышленности, равен б—7, 6—8, 7—9 и 8—10. Один недостаток этой системы в том, что соотношения между радиальными и окружными элементами зуба изменяются с изменением питча.